Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ

Автор: Грачева М.М.
|Должность: Воспитатель, Структурное подразделение "Детский сад №16 комбинированного вида"
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕБЕНКУ

Все мы разные. И каждый человек - единственный и неповторимый. И выражается это в наших индивидуальных особенностях. И в том, что каждый из нас по-разному – индивидуально – относится к окружающим. Находит свой подход к людям. Ведь невозможно общаться и взаимодействовать со всеми одинаково. Точно также и воспитание, и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального (другими словами – персонального) подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные (неповторимые) особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
Немного истории
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я. А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какието определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы. А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. Персональный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка.  В индивидуальном – неповторимом и особенном - подходе нуждается каждый без исключения ребенок Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.
В чем же сущность индивидуального подхода?
Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:
    знание и понимание детей,
    понимание актуальных потребностей каждого ребенка,
     основательный теоретический баланс,
     способность педагога (родителя) размышлять, анализировать, рефлексировать и осознавать себя (в первую очередь – себя).
Важно помнить, что ребенок – это субъект собственного развития. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога (родителей). Безусловно, индивидуальный подход требует от педагога (родителя)  большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, способности увидеть потребность ребенка.
Одним из главных факторов индивидуализации воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка (например, темперамент). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. И изменить его невозможно, так же как и цвет глаз, например. И, как правило, он определяет темп деятельности. Персональный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:
− характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу),
− уровень знаний и умений (осознанность, действенность),
− работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость),
− уровень самостоятельности и активности.
− отношение к обучению,
− характер познавательных интересов,
− уровень волевого развития.
Воспитатель (родитель) должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде. В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.
Примеры индивидуального подхода к детям
Поведение детей в большей степени, чем у взрослых, зависит от того, каким темпераментом они наделены.
Ребенок, обладающий сангвинистическим темпераментом, эмоционален, впечатлителен, в меру живой, активен, ему присущ положительный эмоциональный тонус. При правильном воспитании он не склонен к капризам, коммуникабелен, быстро находит место в обществе сверстников. Такие дети с одинаковым интересом могут играть и в подвижные игры и в спокойные игры, сосредоточенно заниматься, тщательно выполнять поручения.
Ребенок с холерическим темпераментом безудержен в своих проявлениях. Ему присуща высокая нервно-психическая активность. Он чрезмерно подвижен, энергичен, стремителен, импульсивен, очень ярко выражены эмоциональные реакции. Шумные игры, возня для него более естественны, чем дела, требующие тишины и сосредоточенности. Он контактен, бойко отвечает на вопросы взрослых.
В воспитании таких детей на первый план выдвигаются задачи формирования выдержки, сдержанности, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, интереса к играм и занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Детей холериков полезно переключать от подвижных, шумных игр на спокойные, следить, чтобы они были постоянно чем-то заняты, и вместе с тем давать возможность разрядить энергию в подвижных играх, интересных занятиях: от неподвижности они утомляются и допускают срыв в поведении.
Дети-флегматики спокойные, медлительные, обычно они не доставляют хлопот родителям. В противовес холерику они заторможены, что проявляется не только в замедленности психических реакций, но и в моторике. Такой ребенок нетороплив, все делает медленно, обстоятельно, на распоряжения взрослых не может реагировать моментально, что нередко становится причиной их недовольства. («Разве не слышал, что тебе сказано! »)
В воспитании таких детей следует взять за правило: не раздражаться на медлительность; не делать за ребенка того, что он в силах сделать сам; привлекать к играм и гимнастическим упражнениям, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций, ориентировку в пространстве; давать трудовые поручения.
Особое внимание следует уделять воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, ибо его активность невысока, и он склонен делать то, что ему велят.
У ребенка с меланхолическим темпераментом слабо развиты и тормоза и активность, он эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, и к обостренному восприятию даже самой маленькой обиды. И хотя чувства свои он не выражает бурно, но они глубоки. Он чутко реагирует и на тон, и на настроение взрослого. Такие дети трудно адаптируются к дошкольному учреждению, долго не могут привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу. Они особенно нуждаются в подбадривании и ласке, а тон строгости допустим лишь в самых исключительных случаях. Однако в подходе к ним недопустима и другая крайность – излишняя опека. Это может изнежить, сделать их эмоционально незакаленными, легко ранимыми. Зато при правильном воспитании характерная для таких детей повышенная чувствительность к педагогическим воздействиям вырабатывает у них такие ценные качества, как деликатность, чуткость, отзывчивость, такт, скромность.
Если ваш ребенок очень общителен, активен, жизнерадостен, лидер и заводила в компаниях, то ведущий радикал в психотипе у него гипертимный. Такие дети не выносят однообразия, и потому очень важно чередовать для него виды деятельности. Разрешайте ему пробовать и выбирать из различных интересов, не ругайте за непостоянство, а позитивно подкрепляйте - хвалите за дисциплину и самоконтроль.
Если ваш малыш не общителен, более погружен в себя, может долго находится в одиночестве, разбирая что-то или собирая, но не трусишка и довольно умный малыш, то, скорее всего, ведущий радикал шизоидный. Слабое место будущих гениев – общение. Важно без насилия научить ребенка коммуникации, при общении со сверстниками будьте рядом и станьте образцом для подражания.
Если ваш малыш, только научившись ходить, уже составляет аккуратно обувь в прихожей, то у вас растет эпилептоид: аккуратный, основательный, упрямый, дотошный, напористый, дисциплинированный и агрессивный. Направьте его силу в спорт, учите его состраданию и сочувствию к другим.
Если ваш ребенок «домашний», тревожный и осторожный, послушный и застенчивый, то хвалите его за любое проявление силы, перехвалить тревожного невозможно, а вот забить критикой легко.
Если ваш малыш звезда, любит все время находиться в центре внимания и влюбляет в себя всех нянечек и воспитателей, то у вас растет будущий артист или истероид. Хвалите его добрые порывы и заботу о других, не поддавайтесь на истерики и угрозы, игнорируйте нежелательное поведение и хвалите желаемое.
Если ваш малыш чувствителен, эмоционален, искренен, легко привязывается к людям, во всех неприятностях винит себя и готов отдать последнее, то у вас растет эмотив. Для нормального развития такого ребенка важен благоприятный климат в семье, ласка и поддержка.
И последний, самый сложный радикал – неустойчивый. Он отказывается учиться и помогать по дому, драчлив, склонен к сиюминутному удовольствию, не боится последствий, всегда ищет дурную компанию. В воспитании обязателен постоянный контроль и строгие направляющие ориентиры.
Если вы подходите к воспитанию детей индивидуально, то есть через врожденные особенности ребенка, учитывая тип и силу его нервной систему, а по-простому, исходя из его психотипа, то
•    вы остаетесь для ребенка другом, а не становитесь врагом, который считает его неправильным и пытается переделать так, как считаете правильным;
•    у вас есть все шансы на доверие и взаимопонимание со своим ребенком в будущем.
Тот, кто развивается в интересующей его области, обычно более успешен.


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 22.04.2024   |   Изменено: 22.04.2024 18:49:56
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Милой мамочке!
Фотографии