Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Грачева Марина Михайловна
|Должность: Воспитатель, Структурное подразделение "Детский сад №16 комбинированного вида"
«Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.»
Д. Б. Эльконин
Сенсорное развитие –это главная составляющая полноценного развития ребенка с множественными отклонениями в развитии и умственной отсталости – развитие его тактильного и зрительного восприятия, а также развитие запаха, вкуса и т. п.
Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются:
•    Развитие всех видов восприятия.
•    Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
•    Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
•    Развитие сенсорной культуры ребенка.
•    Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.
Развитие восприятия связано с формированием у ребёнка представлений о признаках и свойствах предметов окружающего мира. Сенсорная сфера тесно связана с моторной, т.к. для того, чтобы получить знание об объекте, необходимо совершить с ним ряд действий – прикоснуться, сжать, покатать и т.п. В результате ребёнок получает впечатления об ощущениях различной модальности (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых), учит дифференцировать их, запоминать, называть и использовать полученные знания в различных ситуациях. Таким образом, перцептивная сфера является основой умственного развития. Также следует учитывать её значение в регуляции эмоционального состояния детей, поддержании мотивационно – волевого компонента деятельности.
Сенсорному  развитию  детей  с  различными  нарушениями  в  развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи,  как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др.  В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А.  Боровской,  Т.В.  Лисовской.  Все они сходятся в том,  что фундамент сенсорного  развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для  полноценного  развития  мозгу  необходимо  постоянное поступление сенсорной информации.  Чем больше  информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.
Одной  из  причин  сенсорной  депривации  может  быть  недостаток сенсорных  (тактильных,  зрительных,  слуховых и др.) стимулов. И, как результат,  недостаточность  сенсорного  анализа,  что  ведет  к  нарушению процесса  осмысления  построения  двигательного  действия.  Своеобразие сенсорной  интеграции  детей  со  сложными  и  множественными психофизическими  нарушениями  заключается  в  недоразвитии  у  них способности к приему,  переработке  и  хранению  информации, недостаточности  словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода  функциональных  перестроек.  Для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  характерны  более  поздние  сроки становления сенсорных функций.
Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями диагноза - задержка психоречевого развития. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим расстройством аутистического спектра. Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности страдающие аутизмом с умственной отсталостью, имеют значительные трудности ориентировки в окружающем мире, что проявляется в искаженной переработке информации, поступающей от органов чувств.
Аутизм – это особая форма нарушенного психического развития, для которого характерны:
- неравномерность формирования различных психических функций;
- трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром;
- стереотипность в поведении;
- задержка и нарушение речевого развития (особенно коммуникативных функций речи).
Дефицит необходимых сенсорных ощущений может возникать из – за коммуникативных, аффективных и интеллектуальных проблем детей: недостаточности контактов с окружающим миром, эмоциональной отрешенности и слабой откликаемости, снижения или повышения порогов чувствительности (гипер- или гипостезии), чрезмерной избирательности восприятия (гиперселективности), страхов, быстрой истощаемости и пресыщаемости даже приятными впечатлениями, отставания в сфере когнитивных процессов. Как отмечают многие авторы, готовность к восприятию у аутичных детей во многом определяется аффективной значимостью воспринимаемых стимулов. При аутизме часто отмечается поглощенность определенными сенсорными впечатлениями. Так, некоторые дети могут часами разглядывать тени на потолке или рисунки на обоях, слушать тиканье часов или шуршание бумаги, продолжительное время пересыпать песок или переливать воду и т. д. Часто предметы и игрушки привлекают детей не по причине функциональных свойств или символического смысла, а из – за сенсорных эффектов, которые можно из них извлекать.
При организации коррекционно – развивающей работы по сенсорному развитию детей, страдающих аутизмом с умственной отсталостью, следует учитывать их психологические особенности. Необходимым условием продуктивности взаимодействия является установление доверительных отношений между ребенком и педагогом, когда ситуация общения вызывает ощущение психологического комфорта и безопасности. Специально организованная среда должна обеспечивать ребенку необходимый уровень сенсорной стимуляции. Для предотвращения протестных и других ярких аффективных реакций сначала педагог выполняет все действия сам, сопровождая их эмоциональными комментариями. Включать ребенка в совместную деятельность, а также дополнять игру новыми деталями следует постепенно. Сенсорные игры являются наиболее эффективным способом развития перцептивной сферы у аутичного ребенка. В зависимости от видов ощущений сенсорные игры могут проводиться с использованием различных материалов: воды и красок, льда, свечей, мыльных пузырей, пластилина и глины, музыкальных инструментов и т. д. Особое значение в жизни ребенка, страдающего аутизмом с умственной отсталостью, занимают игры с водой. Потребность в дополнительной сенсорной стимуляции приводит к тому, что в домашних условиях дети часто стремятся проводить время в ванной комнате: там они включают кран, подставляют под него руки, наблюдают за льющейся водой, слушают ее звуки, переливают воду из одной емкости в другую, брызгаются и т. д. Помимо развития тактильных, зрительных, слуховых ощущений и моторики, спонтанные или специально организованные игры имеют терапевтический эффект, т. к. вода помогает ребенку снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Опыт взаимодействия с аутичными детьми показывает, что имеет смысл сочетать игры с водой и красками с техниками нетрадиционного рисования и арт – терапии (рисование на мокрой бумаге, монотипия, кляксография и др.).
В рабрте с детьми с ОВЗ, так же используется графический диктант. Его можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух. Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:
          - в графическом копировании предложенной картинки.
-рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Известно, что под влиянием обучения и воспитания, природные задатки развиваются и совершенствуются. Это касается и детей с различными нарушениями в развитии. При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития дошкольника с ОВЗ проходит медленно, неполноценно, может отрицательно сказываться на ходе психического развития ребенка. Для успешного решения проблем сенсорного воспитания дошкольников с ОВЗ, важно принимать во внимание особенности сенсорного развития таких детей и с учетом данных особенностей выстроить особую коррекционную систему сенсорного воспитания, благодаря которой у ребенка сформируются обобщенные знания и умения, которые обеспечат ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире.







Используемая литература:
1. Вачеян, Л. А., Воронина, С. Н. Специальная детская психология. Специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология». Часть I [Электронный ресурс] / Л. А. Вачеян, С. Н. Воронина. -Режим доступа: Шр://ейо-web.yspu.org/link1/metod/met160/met160.html 11.06.2016.
2. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 2013. - 191 с.
3. Осипова, Л. Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое / Л. Б. Осипова,
H. В. Ульянова. - Челябинск : Цицеро, 2012. - 46 с.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 22.04.2023   |   Изменено: 22.04.2023 21:09:23
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Открытое занятие "Звуки П-ПЬ. Путешествие в Простоквашино"Провела: учитель - логопед Суркова С.Ю.
Фотографии