Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Преемственность учителя – логопеда, воспитателей и родителей - как три стороны устойчивого треугольника в коррекционной работе

Автор: Новикова Л.Н.
|Должность: Учитель - логопед, Структурное подразделение "Детский сад №16 комбинированного вида"
Равносторонний треугольник – наиболее устойчивая геометрическая фигура, и именно устойчивость и надежность являются важными факторами при взаимодействии учителя – логопеда, воспитателя и родителей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в их совместной работе. Поэтому наша общая задача - объединение усилий для достижения общей цели — помочь ребенку шагнуть в мир правильной, красивой речи и освоиться там как можно успешнее.
Общаясь с родителями, анализируя их работу с ребенком дома, понимаешь, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно. Одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что речевые дефекты сами исправятся к школе. Есть родители, которые считают, что исправление речевых дефектов – это обязанность только логопеда и воспитателя, сами не прикладывают никаких усилий, желания в коррекционной помощи ребенку. И только немногие родители осознают всю проблему речевого недоразвития ребенка, вкладывают посильную помощь для коррекции речевых недостатков.
Однако хочется напомнить, что главные педагоги, главные воспитатели для ребенка – это его родители. Те, кому в первую очередь дети подражают, для кого родители – пример, и не только в речевом развитии, а на всю жизнь.
Поэтому главная задача учителя – логопеда, воспитателя – правильно и доступно донести информацию до родителей – как влияют речевые нарушения на общее развитие ребенка, как осуществляется коррекционная работа, для чего она проводится, какова роль родителей в речевом развитии ребенка и в исправлении речевых нарушений.
С этой целью проводятся:
- групповые собрания;
- индивидуальные беседы;
- имеется наглядная информация;
- проводится показ индивидуальной коррекционной работы родителям (имеется возможность наглядно показать трудности и успехи ребенка, на что необходимо обратить внимание дома.)
- у каждого ребенка имеется индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, в которой фиксируется содержание логопедической работы, записываются домашние задания.
Но, к сожалению, не все родители подходят ответственно к выполнению домашних заданий, не все тетради вовремя забираются домой, и возвращаются обратно. И к сожалению, не все родители реагируют на  напоминания, замечания в тетради насчет невыполненных заданий.
Поэтому необходимо продолжать поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребенка и профилактике нарушений, так как в своей работе я пользуюсь таким девизом –
«Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»
И именно воспитатель становится связующим звеном между учителем – логопедом и родителями. К сожалению, мамы и папы не всегда могут попасть на консультацию к учителю-логопеду. А воспитатель, встречая и провожая детей, может побеседовать с родителями, рассказать о проделанном, посоветовать, на что обратить внимание в ближайшее время, передать рекомендации логопеда.
Воспитатель не дублирует работу учителя -  логопеда, а лишь дополняет и углубляет ее. Учитель - логопед формирует первичные речевые навыки у детей с различными языковыми нарушениями, а воспитатель их повседневно закрепляет.
Для этого имеются тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, в которой прописывается коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику для развития мышц органов речевого аппарата, уточняет  движения  органов артикуляционного аппарата при произношении различных звуков. Отрабатывает речевой материал с детьми по автоматизации звуков. Педагог поправляет неправильное звукопроизношение детей, так как достаточный уровень самоконтроля в таком возрасте еще не развит. Такая работа ведется как непосредственно в речи, так и на материале специально отобранных совместно с логопедом потешек, скороговорок, стихов. Здесь же даются упражнения на развития психических процессов.
Воспитатель в течение дня учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением, выполнять различные инструкции. Воспитатель побуждает детей к речи и обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться, расширяет содержание разговора вопросами, создает интерес к теме разговора у других детей.
Занятия учителя – логопеда и воспитателя объединены одной тематикой. Совместно ведется работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией словаря, подбирается лексический материал к определенным темам.
Воспитатель готовит детей к праздникам в детском саду, учитель-логопед раздает стихи для заучивания, инсценировки. Необходимо учитывать рекомендации логопеда по подбору произведений для каждого конкретного малыша. Если стихотворение, выученное специально для мамы, окажется сложным или невнятно произнесенным — это только расстроит и маму, и ребенка.
С воспитателями проводятся в течение года консультации, практикумы, направленные на развитие речи детей и устранение речевого недоразвития.
Проводятся взаимопросмотры открытых занятий по развитию речи.
Воспитателям в начале года предоставляется экран звукопроизношения детей по результатам обследования, с помощью которого воспитатели могут планировать индивидуальную работу со всеми детьми, имеющих какие-либо нарушения звукопроизношения.
Вот такой вот получается чудесный треугольник! Убери из коррекционного процесса любую сторону, и работа рассыплется. Поэтому, напротив, необходимо приложить все усилия, чтобы укрепить устойчивую фигуру помощи ребенку, совместно создавать единое пространство его речевого развития. Только объединив усилия, можно избежать неведения относительно планов и намерений всех трех сторон. И только так можно вырастить гармоничную и счастливую личность из маленького непоседливого шалунишки.


Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 16.02.2021   |   Изменено: 16.02.2021 18:46:05
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Муниципальный Фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
Фотографии