Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Макуха Наталья Валентиновна
|Должность: Воспитатель, Структурное подразделение "Детский сад №16 комбинированного вида"
В дошкольном возрасте происходит интенсивное освоение ребёнком окружающего мира. Познание — целостный процесс, который обеспечивает маленькому человеку спокойную, уверенную и содержательную жизнь, наполненную открытиями. В процессе познавательного развития накапливаются представления об окружающем. Ребёнок систематизирует информацию посредством установления различных связей и зависимостей, активно развивается его мышление. Открытие мира — любимое занятие ребёнка-дошкольника.
Стремление познать часто подводит детей: то они нечаянно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью узнать, почему они двигаются. Ребёнок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.
На всех этапах развития ребёнок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми. Часто дошкольник не довольствуется готовыми знаниями, а стремится докопаться до истины, проявить самостоятельность. Как к этому относиться? Одобрять! Ребёнок интуитивно препятствует навязыванию готовых, а значит, не осознаваемых знаний, которые могут усвоиться только формально, а применять он их сможет лишь в знакомой ему ситуации. Именно поэтому необходимо всемерно поддерживать пытливость ребёнка, пробуждать его познавательный интерес и активность.
Кто же поддерживает, пробуждает и активизирует ребёнка в его познавательных порывах? Конечно, взрослые. И огромное значение в развивающем потенциале жизни ребёнка играет прежде всего его семья. Необходимо всем взрослым: родителям, старшему поколению семьи — бабушкам и дедушкам, воспитателям дошкольного учреждения совместными усилиями способствовать развитию мышления детей, создавать мотивацию к взаимодействию с окружающим, поддерживать интересы, формировать у дошкольников способность занять себя.
Способствуя познавательному развитию, важно помнить следующее:
• познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), которые совершенствуются на протяжении дошкольного детства, если создаются для этого условия;
• развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств ребёнка осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с ним взрослого;
• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, продуктивная и др.);
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции познания с различными содержаниями и видами деятельности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте в содержании игры постепенно перемещаются акценты: от действий человека с предметами на взаимодействия людей друг с другом.
Закрепляемые в игре представления расширяют кругозор ребёнка. Именно поэтому важно внимание родителей к сюжетно-ролевым играм. Рассказывая ребёнку о разных объектах окружающей действительности, их свойствах и назначении, взрослый заинтересовывает ребёнка, побуждает использовать новые впечатления в игре.
Важно, чтобы не только обогащался сюжет любимых игр, но и расширялась их тематика. После посещения цирка или театра ребёнок обязательно некоторое время будет играть в дрессировщика или артиста, рассаживая кукол и плюшевых зверушек в ряд, показывать им представление. Посещение с ребёнком поликлиники, мастерской, ателье, магазина, парка, бассейна, кафе, аэропорта необходимо сопровождать обсуждением увиденного и рассказом, расширяющим представления ребёнка. И чем богаче будут сформированные представления, тем интереснее и увлекательнее будут сюжеты игр ребёнка.
Игра с правилами представляет собой другую, но не менее важную разновидность детских игр. Правила, которые принимает или устанавливает сам ребёнок, направляют или ограничивают его действия. Выполнение игровых правил требует от ребёнка осуществления умственных операций, направленных на сравнение, выявление отличий (выделение), классификации, обобщения, что даёт развивающий эффект и расширяет поле применения усвоенного содержания. Использование игр с правилами позволяет уточнять и закреплять представление детей об окружающем, систематизировать знания, классифицировать представления, выстраивать их в систему.
Чаще всего дошкольники довольно легко воспринимают условность ситуации и ревностно следят за выполнением правил всеми участниками игры, хотя подчинение своих действий правилам, постоянное удерживание их в памяти требует от ребёнка определённых волевых усилий. Это свойство делает игру с правилами важным средством воспитания ребёнка.
Игры с правилами разнообразны по своему назначению и содержанию: это пирамидки, вкладыши, лото, домино, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки и др. Главная особенность этих игр — обучающая задача скрывается за игровым правилом. Поэтому важно, чтобы игра была лишена формализма: бесцельного перемещения карточек, использования однотипного варианта вопросов или бездумных ответов, потери контроля со стороны играющих за правилами и содержанием игры, манипулирования не по назначению наглядными материалами игры и др.
Чтобы привлечь внимание ребёнка к познавательному содержанию игры и её результатам, на первоначальном этапе понадобится помощь взрослого: рассказать правила игры, рассмотреть атрибуты (картинки, игровое поле, игрушки, предметы и т. д.), установить последовательность игровых действий, поддержать интерес к игре, порадоваться успеху или помочь достойно пережить проигрыш.
По мере освоения ребёнком процесса игры с правилами помощь взрослого сокращается. Более того, не следует взрослому постоянно руководить игрой, делая ребёнка беспомощным участником игрового действия. Целесообразно постепенно расширять и стимулировать самостоятельность и инициативу ребёнка в игре, устанавливая традицию выполнения роли ведущего поочерёдно со взрослым или между другими играющими в семье.
Как же развивать любознательность и познавательный интерес?
Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).
Чтобы любознательность была созидательной, её надо культивировать. Когда родители препятствуют его исследовательской деятельности, ребёнок вряд ли захочет продолжать ее или, по крайней мере, станет приобретать знания со значительно меньшей настойчивостью.
Слушайте его вопросы и отвечайте на них. Малышам нужно узнать очень многое, поэтому неудивительно, что когда они начинают говорить, их вопросы так и сыплются. Конечно, очень хочется после пятидесятого вопроса «Что это?» промолчать или вовсе одернуть ребёнка, но постарайтесь не делать этого. Все вопросы малыша заслуживают ответа. Если он не получает ответа на свой вопрос или ответ не удовлетворяет, например, когда ему говорят «потому» или «ты слишком мал, чтобы понять его», он может перестать спрашивать. Разумеется, отвечать нужно, учитывая возраст ребёнка, просто и коротко.
Примиритесь с исследовательской деятельностью ребенка и поощряйте её. Мир полон захватывающих вещей, и, хотя для родителей это часто беда, детям надо с ним экспериментировать. Поэтому сдержите желание одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: вы можете помешать приобретению необходимого для обучения опыта.
Любознательному малышу интересно: что произойдет, если сорвать лист комнатного цветка? Что будет, если швырнуть песок в лицо товарищу по игре или кинуть игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент становится разрушительным или опасным, необходимо остановить его, но малышу нужно дать понять, что вас не устраивает результат, а не сам процесс. Попробуйте направить исследовательскую мысль ребёнка на другой объект. Если вы не хотите, спасая дом, подать в малыше учёного, придумайте эксперименты, которые можно выполнять под вашим контролем: сдуть пух с одуванчика, просеять песок через сито, смешать пищевой краситель с водой.
Поощряйте импровизации ребёнка. Малыша учит не только реальный мир, но и мир фантазий, благодаря книгам, кино, видео, телевизионным передачам. Поощряйте любые игры. В собственном воображении ребёнок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом – в общем, кем захочется.
Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребёнок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.
Включайте обучение в повседневную жизнь. Это достигается самыми небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребёнка с числами «Тебе дать одно печенье или два?», с цветами «Ты наденешь красный свитер или синий?, с буквами «Вон видна буква «М» с неё начинаются «мама» и «молоко». Ваша цель не в том, чтобы научить малыша считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения.
Обучение должно быть забавой. Если ребёнок почувствует, что его заставляют учиться, ругают или высмеивают за неудачи, если перед ним ставят трудные не по возрасту задачи, то он будет страшиться учебы, а не любить её. Покажите пример. Пусть малыш поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться – как для вас, так и для ребенка – заразительно.

Как отвечать на детские вопросы:
•    Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
•    Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
•    Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
•    Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
•    Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»
•    В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
•    Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.
•    Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

Рекомендации родителям:

    Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
    Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
    Выслушивайте рассуждения ребёнка, не перебивая.
    Не говорите ответа, если ребёнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.
    Читайте с ребёнком познавательные книги.
    Исследуйте различные предметы, например, когда идете по дороге в детский сад.


Успехов Вам в воспитании ваших детей!
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 16.11.2022   |   Изменено: 16.11.2022 20:36:48
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Шляпное дефиле
Фотографии